+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Фз о судопроизводстве в рф

Законодательство о судопроизводстве в арбитражных судах

Фз о судопроизводстве в рф
Энциклопедия МИП » Арбитраж » Общие положения » Законодательство о судопроизводстве в арбитражных судах

Существует целый ряд законов, а также других относящихся к судопроизводству нормативно-правовых актов, которые регламентируют деятельность арбитражных судов.

Арбитражный процесс по подведомственным делам всегда осуществляется только в рамках действующего законодательства. При этом существует целый ряд законов, а также других относящихся к судопроизводству нормативно-правовых актов, которые регламентируют деятельность арбитражных судов.

Перечень законов, применяемых в арбитражных судах

Законодательно установлено, что арбитражно-процессуальное право находится в ведении РФ. При этом основным нормативно-правовым актом, регулирующим вопросы этого права, является Конституция РФ.

Как основной гарант прав и свобод граждан Конституция содержит нормы, которые необходимы для применения в гражданском праве, в том числе и при арбитражном судопроизводстве.

Существуют и другие законодательные нормы, которые руководствуются при рассмотрении дел в рамках действия арбитражно-процессуального права. К ним относятся:

  • «О судебной системе РФ»;
  • «Об арбитражных судах РФ»;
  • «О прокуратуре РФ».

Существует два основных нормативно-правовых актов для арбитражного судопроизводства: Арбитражно-процессуальный кодекс РФ и Конституция.

При рассмотрении арбитражного дела суд может руководствоваться и положениями Постановления Государственной Думы.

Но, поскольку Постановление не является законом, у него нет преимуществ в применении перед Кодексом или любым другим законом, регулирующим арбитражный процесс.

Именно поэтому Постановление Государственной Думы не входит в законодательные акты арбитражного судопроизводства, однако учитывается при разрешении конкретных споров.

Закон «о Конституционном суде РФ» также не входит в перечень законодательных актов, регулирующих арбитражный процесс, однако его нормы могут быть использованы в случаях, когда норм арбитражного судопроизводства для решения спора недостаточно.

Так, существуют ситуации, когда ни одна из норм арбитражно-процессуального права не охватывает конкретное арбитражное дело. В этом случае суд имеет право руководствоваться иными нормативно-правовыми актами, действующими на территории РФ, для вынесения объективного и правомерного решения, в том числе и нормами закона, содержащего вопросы конституционного права.

Применение Конституции РФ в арбитражном процессе

Законодательство о судопроизводстве в арбитражных судах четко устанавливает ситуации, когда используются нормы Конституции в ходе процесса. Так, если любой другой нормативно-правовой акт, которым руководствуется судья при рассмотрении дела, противоречит нормам Конституции, то для вынесения решения будет использоваться именно Конституция, а не противоречивый закон или подзакон.

При этом неважно, когда именно этот нормативно-правовой акт вступил в силу: до принятия Конституции или после.

Судья арбитражного суда, равно как и все участники процесса, при затруднении применения нормативно-правового акта в рамках Конституции (затруднение истолкования соответствия закона Конституции) имеет право обратиться в Конституционный суд РФ с просьбой об изъяснении применения существующих норм. Если Конституционный суд обнаруживает, что закон или другой нормативно-правовой акт, применяемый в конкретном деле, противоречит или неверно истолковывает нормы Конституции, то для разрешения арбитражного спора он рекомендует применять только нормы Конституции.

Обуславливается это тем, что Конституция – высший нормативный акт, контролирующий исполнение прав и свобод граждан.

Арбитражные судьи при рассмотрении конкретного дела могут руководствоваться только нормами Конституции тогда, когда для вынесения обоснованного и законного решения не требуется применения других законодательных норм. Если в конкретной статье Конституции прописано, как поступать, какие меры принимать для разрешения спора с сохранением прав и свобод граждан, то применять какие-либо другие законы и подзаконы нет необходимости.

Международный договор в арбитражном процессе

Поскольку одной из целей арбитражного судопроизводства является реализация международного права, то на законодательном уровне было установлено, что в ходе арбитражного процесса, проходящего в рамках международного договора, применяются нормы этого договора, даже в том случае если судопроизводство отличается от установленного российским законодательством. При формировании международных договоров всегда учитываются общепризнанные международные права и свободы, поэтому международные договоры РФ являются составляющей международного права. Именно поэтому при расхождении норм арбитражного производства всегда используются общеустановленные в международном формате нормы. Нормы международного права закреплены в пактах и конвенциях, и согласно этим нормам формируются все международные договоры РФ.

Незначительные разногласия с действующим российским законодательством всегда трактуются в пользу норм международного права.

При рассмотрении дела арбитражным судом суд всегда руководствуется существующим и вступившим в силу международным договором. И при этом не имеет значения, в скольких документах содержатся нормы этого договора: в одном или нескольких.

Федеральные законы и акты, их вступление в законную силу для применения в вопросах арбитражного процесса

Законодательство о судопроизводстве в арбитражных судах заключается в применении норм не только Арбитражно-процессуального кодекса и Конституции России, но и опубликованных и вступивших в силу федеральных законов, актов и международных договоров.

Вступившим в силу считается тот федеральный закон, который в течение 7 календарных дней после подписания Президентом РФ был опубликован в официальных правовых источникам.

Вступившими в силу считаются те акты Федерального Собрания, которые были размещены в официальных источниках в течение 10 календарных дней с того момента, как были приняты. Международные договоры должны пройти обязательную ратификацию перед публикацией.

При этом публикация осуществляется одновременно с теми федеральными законами, которые их ратифицируют. Под официальными правовыми источниками в законодательстве понимаются:

  • «Российская газета»;
  • «Парламентская газета»;
  • Портал правовой информации, находящийся по адресу: pravo.gov.ru;
  • Собрание законодательства РФ.

При этом официальной публикацией считается первое размещение полного текста подписанного нормативно-правового акта в официальных источниках правовой информации. Арбитражные суды обязаны руководствоваться при рассмотрении конкретного спора всех действующих, в том числе только вступивших в силу законов, если их нормы регламентируют вопросы конкретного спора.

При отсутствии нормы процессуального права применение аналогии закона

Законодательством предусмотрена ситуация, когда для законного и правомерного решения спора в арбитражных нормативно-правовых актах не содержится необходимых норм. В таком случае утвержден иной порядок решения спора: суд руководствуется нормами тех законов, которые применяются в аналогичных ситуациях в других отраслях права.

Называется этот прием «аналогия закона».

При этом законодательством предусматриваются случаи, когда провести соответствие на предмет схожести ситуаций не представляется возможным, а, значит, и невозможности применения аналогии закона.

В этом случае применяется прием аналогии права, когда руководствуются общими установленными принципами осуществления судопроизводства в Российской Федерации.

Например, когда для разрешения спора между сторонами арбитражный суд не может подобрать подходящей регулирующей нормы в законах арбитражно-процессуального права, а также иного права, он руководствуется общепризнанными и установленными нормами судопроизводства РФ.

При этом следующее аналогичное дело арбитражным судом другого округа или субъекта федерации будет рассматриваться по такому же принципу, основываясь на аналогии права и уже решенного ранее спора.

Судебная арбитражная практика показывает, что процент дел с применением аналогии закона или аналогии права не слишком высок – порядка 5 – 10% от всего числа рассматриваемых дел, что дает представление о неполной совершенности арбитражно-процессуальной системы. Однако эта же практика служит толчком для развития и совершенствования арбитражного судопроизводства на законодательном уровне.

Источник: https://advokat-malov.ru/obshhie-polozheniya/zakonodatelstvo-o-sudoproizvodstve-v-arbitrazhnyx-sudax.html

Закон о судебной системе в Российской Федерации

Фз о судопроизводстве в рф

Правовым фундаментом абсолютно всего законодательства в Российской Федерации является Конституция.

Десятая статья Конституции РФ, посвященная принципу разделения властей, предусматривает существование трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной.

Указанные ветви власти являются обособленными и самостоятельными в сфере собственной ответственности. Данный принцип призван обеспечивать равновесие и взаимосдерживание всех властных систем.

Что представляет собой закон?

Федеральный конституционный закон N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» был принят 31 декабря 1996 года. Последние изменения, внесенные в закон в феврале 2014 года, дали старт масштабному реформированию структуры судебной системы.

Ознакомьтесь с поседними изменениями в ФЗ о государственной тайне по ссылке:

Закон представлен пятью главами, включающими 38 статей. Рассмотрим основные тезисы, которые содержит структура закона о судебной системе. О статусе судей читайте здесь:

  • В первой главе прописаны базовые положения (основы судебной власти, профильное законодательство), главные принципы судебной системы, положения, касающиеся участия граждан в реализации правосудия, и языковой аспект ведения судо- и делопроизводства;
  • Глава вторая затрагивает вопросы основ статуса: статус судей в России и единство этого статуса, порядок наделения полномочиями, срок их действия, несменяемость и неприкосновенность судьи;
  • Глава третья закона посвящена структуре судебной системы и вопросам, связанным с порядком их создания и упразднения, деятельностью федеральных конституционных (уставных) судов, а также мировых судей субъектов России. Подробности здесь:;
  • Глава четвертая содержит заключительные положения закона об органах судейского сообщества, обеспечении деятельности и финансировании судов, об использовании символов государственной власти;
  • Пятая глава посвящена порядку вступления в законную силу и реализации положений настоящего ФКЗ: срокам введения в действие, особенностям судопроизводства в судах общей юрисдикции, срокам полномочий судей и арбитражных заседателей, порядку финансирования мероприятий по реформированию системы.

Прочтите также о последних изменениях закона о референдуме в РФ тут:

К главным принципам организации судебной системы относятся: 

  • Единство, обеспечиваемое путем:
    • Установления системы Конституцией РФ и настоящим законом;
    • Соблюдения правил судопроизводства всеми участниками системы;
    • Обязательного применения Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, установившихся в международной практике принципов и норм права, существующих договоров России с другими государствами, а также уставов и иных нормативно-правовых актов субъектов самой страны;
    • Закрепления единства статуса судей в законодательстве;
    • Финансирования из федерального бюджета федеральных судов и мировых судей.
  • Самостоятельность системы, которая заключается в том, что судебная власть осуществляется независимо от чьей-либо воли, подчиняясь только закону. Ни один существующий или издаваемый закон или нормативный акт не может отменить или умалить самостоятельность системы и независимость судей.
  • Обязательность постановлений, вошедших в законную силу, должна признаваться на территории всей страны. Обязательность решений зарубежных арбитражей зависит от существующих соглашений. Неисполнение постановлений и неуважение к суду влекут за собой ответственность в соответствии с законом.
  • Равенство, означающее, что российская судебная система руководствуется в своей деятельности исключительно законом. Выносимые решения не зависят от признаков социальной, государственной, половой, расовой, национальной, языковой, религиозной или политической принадлежности, имущественного, должностного положения и др.
  • Гласность. Разбирательства, за исключением обстоятельств, установленных законодательством России (в целях неразглашения государственных, коммерческих тайн и др.), должны быть открытыми.

Основополагающей миссией судебной системы любого государства является защита конституционных прав и свобод человека.

Реализация данной задачи возможна лишь при условии соблюдения указанных выше принципов, в первую очередь принципов независимости и самостоятельности.

Первая статья настоящего ФКЗ гласит, что власть судебной системы осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства в соответствии с отраслевым разделением законодательства России.

Статья 4 закона N 1 ФКЗ раскрывает структуру российской судебной системы, в которой действуют федеральные, конституционные (уставные) суды и мировые судьи. Конституционные суды и мировые судьи относятся к судам субъектов государства.

Перечень судов федерального значения состоит из:

  • Конституционного Суда РФ;
  • Верховного Суда России;
  • Системы федеральных судов общей юрисдикции: республиканских верховных, краевых, областных, судов городов федерального значения, автономных областей и округов, районных, военных и специализированных;
  • Системы федеральных арбитражных судов округов и субъектов РФ, специализированных и апелляционных арбитражных.

Изменения, внесенные в ФЗ о судебной системе

Последняя редакция закона о судебной системе датируется 5 февраля 2014 года. Тогда Президентом России была подписана поправка к Конституции РФ — закон N 2-ФКЗ «О верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации». Закон, кстати, был одобрен Госдумой и Советом Федерации еще в ноябре 2013 года.

В результате внесенной поправки произошло формирование Верховного Суда РФ как единого высшего судебного органа России. Высший Арбитражный Суд России был упразднен.

Вопросы осуществления правосудия, находившиеся в его ведении, были переданы в юрисдикцию правопреемника — Верховного Суда Российской Федерации.

 С момента реформирования, данный орган перестал принадлежать к системе федеральных судов общей юрисдикции.

Является высшим судебным органом страны по гражданским, уголовным, административным делам, разрешению экономических споров и иным делам, относящимся к подсудности органов, образованных в соответствии с федеральным конституционным законом о судебной системе. Также ВС РФ призван осуществлять надзор за деятельностью федеральных судов и давать разъяснения по вопросам судебной практики.

После объединения с Высшим Арбитражным Судом общее число судей ВС РФ составило 170 человек. Их численность устанавливается ежегодно в соответствии с результатом формирования федерального бюджета.

В тот же день, 5 февраля 2014 года был издан профильный закон «О Верховном Суде Российской Федерации», который регулирует вопросы организации его деятельности, структуры, полномочия органа и его должностных лиц и другие аспекты.

Хотелось бы также рассказать об изменениях в системе, намеченных на ближайшее время.

3 октября 2017 года состоялось одно из главных юридических событий последнего времени в России — Пленум (общее собрание) Верховного Суда РФ, на котором было озвучено множество предложений по снижению нагрузки, приходящейся сегодня на российские суды и систему в целом. Законопроект, включивший в себя данные предложения, ожидает рассмотрения в Государственной Думе.

Было предложено отказаться от мотивировки подавляющей части судебных актов, т. е. от необходимости обосновывать принимаемые решения.

Инициатива объясняется существующей на сегодня статистикой рассмотрения дел, согласно которой почти 90% судебных постановлений после их принятия не обжалуются сторонами.

В итоге вместо осуществления главной миссии — правосудия, время тратится на трудоемкую бумажную работу, которая, имея низкий КПД, обходится федеральному бюджету очень дорого.

По замыслу все акты будут состоять из вводной и резолютивной частей (действующая структура акта содержит помимо того описательную и мотивировочную части).

Полный акт участники процесса будут иметь возможность запросить только после того, как дело будет рассмотрено.

При рассмотрении апелляционной жалобы включение в акт мотивировочной части также станет необязательной процедурой и будет осуществляться на усмотрение органа.

Однако сделано исключение для основной массы дел административного судопроизводства, к категории которых относятся особо важные социальные и экономические дела. К процессам, по которым обоснование решения обязательно, относятся дела о банкротстве (ФЗ о банкротстве физических лиц тут:), защите прав несовершеннолетних, выселении без предоставления жилья, корпоративные споры и пр.

Критики разошлись во мнении о возможных предстоящих изменениях. Большинство поддерживает такую инициативу, утверждая, что ввиду острой нехватки времени на выполнение большого объема существующих процессуальных требований, как при рассмотрении дел так и при написании решений используются шаблонные схемы.

Это наносит большой ущерб правосудию. Некоторые эксперты утверждают, что проблема современной судебной системы в её низкой стоимости и потому необходимо повышение размера взимаемых пошлин, часть из которых сейчас носит символический характер.

Однако это предложение было отклонено и не было включено в законопроект.

Также предполагается отмена понятия «подведомственности», которую заменит «подсудность». Практический смысл данной правки заключается в том, что если сейчас суд прекращает дело, которое ошибочно принято к производству, то в будущем его станут передавать по подсудности. Если суд неверно определил вид судопроизводства, он сможет вынести определение о переходе к другому его виду по ГПК и КАС.

В гражданское судопроизводство планируется ввести некоторые правила из арбитражного процесса. В частности, участников обяжут осуществлять рассылку недостающих другой стороне документов. Можно будет самостоятельно следить за ходом дела в интернете, там же будут публиковаться уведомления касательно проведения заседаний.

Если в конечном итоге все предложенные поправки обретут жизнь, более половины дел станут рассматривать в упрощенном порядке. Это позволит повысить эффективность деятельности судебной системы в разы.

Предлагаем ознакомиться с текстом постановления Пленума ВС РФ от 03.10.2017 о представлении в Госдуму РФ проекта закона о внесении изменений в Гражданский и Арбитражный процессуальные кодексы РФ, Кодекс административного судопроизводства и отдельные законодательные акты России.

Скачать действующую редакцию закона о судебной системе РФ

Настоящий закон, регулирующий деятельность судебной системы, можно смело назвать ключевым в данной области. Он является обобщающим, именно из его положений вытекают прочие нормативно-правовые акты, касающиеся деятельности отдельных органов, статуса судей и других аспектов.

Скачать Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ  «О судебной системе Российской Федерации» в последней редакции.

Источник: https://lawlinks.ru/zakon-o-sudebnoj-sisteme/

Закон РФ «О судебной системе в РФ»

Фз о судопроизводстве в рф

Судьи и присяжные заседания в Российской Федерации наделены судебной властью. Другие лица не могут осуществлять правосудие. Судебная система в Российской Федерации — самостоятельная структура. Она действует независимо от исполнительной и законодательной власти.

Система включает в себя следующие виды судопроизводства:

  • Гражданский;
  • Конституционный;
  • Административный;
  • Уголовный.

На основании конституции РФ и Федерального закона «О судебной системе Российской Федерации» создается судебная система РФ.

Правила судопроизводства должны быть соблюдены всеми мировыми судьями и инстанциями. Система предусматривает принципы и нормы международного права. Деятельность осуществляется на основании международных договоров РФ, а также конституций и иных законов «О суд. системе» субъектов РФ.

Описание закона РФ «О судебной системе»

Судебная система Российской Федерации должна быть единой.

Единство обеспечивается путем:

  • Общепринятых норм и Конституцией Российской Федерации;
  • Соблюдения общепринятых правил судопроизводства;
  • Применения всеми судами норм и правил Конституции РФ, федеральных законов, конституционных законодательств, норм международного права и международных договоров РФ и иных законов, предусмотренных субъектами РФ;
  • Признания законодательного исполнения предписаний и постановлений, вынесенных органами и вступивших в законную силу;
  • Привлечения денежных средств из бюджета для финансирования мировых судей и федеральных инстанций.

Судебная справедливость в РФ устанавливается только судами, деятельность которых соответствует Конституции Российской Федерации и Федеральному закону 1 ФКЗ. Самостоятельно создавать суд, деятельность которого не соответствует законодательству, запрещается.

https://www.youtube.com/watch?v=DQ7pHbnlxLA\u0026list=PLZX4yjZrEVZEITM36gHtX6bH9B-K33Ocf

Судебная система в Российской Федерации состоит из конституционных инстанций и мировых судей.

В состав федеральных судов входят:

  • Верховные;
  • Конституционные;
  • Специализированные;
  • Арбитражные. (Рассмотрите ФЗ об арбитраже более детально: )

В состав судов субъектов РФ входят:

  • Мировые;
  • Конституционные.

Закон «О судебной системе» состоит из 5 глав и 38 статей.

Краткое содержание законодательства:

  • Глава 1 — Описывает общие положения настоящего Федерального закона;
  • Глава 2 — Определяет основы статуса судей в РФ;
  • Глава 3 — Перечисляет инстанции и их полномочия;
  • Глава 4 — Описывает заключительные положения;
  • Глава 5 — Описывает порядок ведения действующего законодательства.

Закон был принят Государственной Думой 23 октября 1996 года, а одобрен спустя 3 дня. 5 февраля 2014 года были внесены изменения в действующее Федеральное законодательство.

Скачать ФЗ «О судоустройстве»

Если постановления вступили в законную силу, они обязательны к исполнению для всех органов без исключения. Постановление может быть вынесено судом, мировым судьей или инстанциям субъектов РФ.

Если постановление не исполняется в установленные сроки, эти действия приравниваются как неуважение к руководителям заседания. В следствии чего предусматривается ответственность на основании федерального законодательства.

Если на территории Российской Федерации выносится постановление в отношении иностранных граждан, то обязательства по исполнению определяются международными договорами РФ.

Ознакомьтесь  Федеральный закон «О защите конкуренции» в последней редакции

Чтобы скачать последнюю редакцию закона с внесенными изменениями, перейдите по ссылке.

Изменения ФЗ «О судебной системе РФ»

Как уже говорилось выше, последние изменения в Федеральный закон были внесены 5 февраля 2014 года. Изменения коснулись следующих статей:

Статья 4

При последней редакции был изменен пункт 3. Он перечисляет учреждения, которые относятся к федеральным инстанциям.

Статья 10

В новой редакции говорится о том, что делопроизводство и судопроизводство — процессы, которые ведутся на государственном языке. В других инстанциях судопроизводство и делопроизводство может вестись на языке, который официально был принят на конкретной территории.

Статья 13

В п 2 ст 13 говорится о том, что полномочия, которыми наделяются различные инстанции, устанавливаются конституционным и федеральным законодательством «О статусе судей».

Статья 15

В ч 2 статьи 15 говорится о ситуациях, на основании которых полномочия судей приостанавливаются или прекращаются. Решение об этом принимает квалификационная коллегия судей. Исключением является достижение судьей предельного возраста или истечение срока деятельности. Также слова «Дисциплинарное судебное присутствие в соответствии с конституционным законом» заменены на «Верховный Суд».

Стат 17

В п 1 ст 17 «О системе» были удалены следующие слова «Высший Арбитражный Суд Российской Федерации».

Статья 20

Статья была дополнена в первом пункте словами «новыми или».

Ст 22

Ст 22 также была дополнена словами «новыми или».

Статья 24

Название статьи 24 было переименовано с «Федеральный арбитражный суд округа» на «Арбитражный суд округа».

Статья 24 ч 2

В ст 25 «О системе» также были заменены слова с «Федеральный арбитражный суд округа» на «Арбитражный суд округа (арбитражная кассационная инстанция)».

Статья 30

Ч 1 ст 30 была изложена в новой редакции. В ней говорится о том, что деятельность судебной системы обеспечивается судебными аппаратами.

Стат. 31

Излагается в новой редакции. В ст говорится о том, что судебный департамент обеспечивает правильную работу инстанций, которые созданы в соответствии с конституционным законом.

Статья 33

Из статьи 33 «О системе» были удалены следующие слова «Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации».

Чтобы скачать последнюю редакцию законодательства «О судебной системе» с внесенными изменениями и дополнениями, перейдите по ссылке.

Источник: https://210fz.ru/zakon-rf-o-sudebnoj-sisteme-v-rf/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.