+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Содержание индивидуальной работы с детьми в детском саду

Содержание

Слово педагога | Индивидуальная работа с детьми, как форма педагогической деятельности

Содержание индивидуальной работы с детьми в детском саду

Цыгулева Александра Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Детский сад “Золотая рыбка” филиал Управление дошкольных подразделений ООО “Газпром добыча Уренгой”
Населённый пункт: ЯНАО, Тюменская область, г. Новый Уренгой
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: Индивидуальная работа с детьми, как форма педагогической деятельности
21.04.2019
Раздел: дошкольное образование

«Индивидуальная работа с детьми, как форма педагогической деятельности»

Известно, что каждый ребёнок неповторим. Он имеет свои особенности нервной

системы и психофизического развития. Индивидуальные особенности ребёнка влияют на

усвоение им умений и навыков, на отношение к окружающим. Наблюдение за ребёнком в

повседневной

жизни,

анализ

его

поведения

и

деятельности,

беседы

с

родителями

позволяют

воспитателям

спланировать

задачи,

методы,

содержание

индивидуальной

работы.

В особенно пристальном внимании нуждаются дети, не посещающие регулярно

детский

сад

по

болезни

или

другим

причинам,

дети

«ослаблены»

имеющие

низкую

работоспособность

на

занятии,

застенчивые,

медлительные,

заторможенные

и

педагогически

запущенные.

Планируя

индивидуальную

работу,

педагоги

должны

учитывать психические и индивидуальные особенности ребёнка.

Индивидуальная работа с детьми проводится в утренние и вечерние часы, а также

на прогулке.

Индивидуальная работа – это деятельность воспитателя, осуществляемая с учетом

особенностей

развития

каждого

ребенка.

Она

выражается

в

реализации

принципа

индивидуального

подхода

к

учащимся

в

обучении

и

воспитании.

Очень

важно

в

использовать

практические

рекомендации,

советы

по

реализации

личностного,

индивидуального и дифференцированного подходов. Эффективность такой работы зависит

от педагогического профессионализма и мастерства педагога, его умения изучать личность

и помнить при этом о том, что она всегда индивидуальна, с неповторимым сочетанием

умственных, физических и психологических особенностей, присущих только конкретному

человеку и отличающих его от других людей. Учитывая их, воспитатель определяет

методы и формы воздействия на личность каждого ребенка.

В

индивидуальной

работе

с

детьми

педагоги-воспитатели

руководствуются

следующими принципами:

– уважение самооценки личности ребенка;

– вовлечение ребенка во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств

его характера;

постоянное

усложнение

и

повышение

требовательности

к

воспитаннику

в

ходе

избранной деятельности;

– создание психологической почвы и стимулирование самообучения и самовоспитания, что

является

наиболее

эффективным

средством

реализации

программы

обучения

и

воспитания.

Планируя

индивидуальную

работу,

педагог

должен учитывать

психические

и

индивидуальные особенности ребёнка.

В младшем возрасте необходимо учитывать, что индивидуальную работу необходимо

планировать в 1 половину дня. Индивидуальные занятия с детьми, имеющие пробелы в

знаниях, рекомендуется организовывать преимущественно в форме игры. В 1 половину

дня воспитатель организует специальные игры и упражнения с теми детьми, которые

нуждаются в исправлении недостатков речи или с отстающими в каких-либо движениях.

Он занимается с малоактивными и замкнутыми детьми, давая им различные поручения,

требующие общения со взрослыми и сверстниками. Недостаточно любознательным детям

поручаются интересные наблюдения.

Во второй половине дня воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми по

развитию движений, рисованию, вырезыванию, конструированию, исправлению дефектов

речи.

Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних

организует игру с мячом, метание в цель, для других — упражнение в равновесии, для

третьих — спрыгивание, перешагивание, сбегание с пригорков.

На

прогулках

осуществляется

работа

и

по

развитию

речи

ребенка:

разучивание

потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и

т. п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали

на музыкальном занятии.

Форма организации работы – индивидуальная, однако, в некоторых случаях можно

проводить работу, организуя детей в малые группы. Проводя индивидуальную работу на

прогулке необходимо учитывать сезонность и погодные условия.

Планируется

индивидуальная

работа

с

детьми

во

время

режимных

процессов

(воспитание

культурно-гигиенических

навыков,

самостоятельности

развитие

речи,

движений и т. д.) и ведётся педагогом на протяжении всего дня, во всех режимных

моментах, в любом виде деятельности.

Индивидуальные

занятия

с

детьми,

имеющие

пробелы

в

знаниях,

проводятся

преимущественно в форме игры. Партнёром по игре бывает и взрослый, и другой ребёнок.

В первую половину дня воспитатели проводят индивидуальную работу например,

организует специальные игры и упражнения с детьми, которые нуждаются в исправлении

недостатков

речи

или

с

отстающими

в

каких-либо

движениях.

Они

занимаются

с

малоактивными

и

замкнутыми

детьми,

давая

им

различные

поручения,

требующие

общения со взрослыми и сверстниками. Во второй половине дня воспитатели проводят

индивидуальную

работу

с

детьми

по

развитию

движений,

рисованию,

вырезыванию,

конструированию, исправлению дефектов речи.

Во время прогулок воспитатели так же проводят индивидуальную работу с детьми: для

одних

организуются

игры

с

мячом,

метание

в

цель,

для

других

упражнение

в

равновесии,

для

третьих

спрыгивание,

перешагивание,

сбегание

с

пригорков.

На

прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание потешки или

небольшого

стихотворения,

закрепление

трудного

для

произношения

звука

и

т.

п.

Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на

музыкальном

занятии.

Проводя

индивидуальную

работу

на

прогулке,

учитываются

сезонность и погодные условия.

Планируется индивидуальная работа с детьми и во время режимных моментов

(воспитание

культурно-гигиенических

навыков,

самостоятельности

развитие

речи,

движений и т. д.) и ведётся педагогами на протяжении всего дня, во всех режимных

моментах, в любом виде деятельности.

Если

проанализировать

по

условиям,

которые

предъявляет

ФГОС,

то

индивидуальная работа способствует выполнению следующих условий:

психолого-педагогические условия – учет индивидуальных особенностей ребенка по

разным психологическим характеристикам личности, способу усвоения информации, типу

восприятия информации. Взаимодействие с педагогом – психологом.

кадровые условия – воспитатель, но взаимодействие с узкими специалистами даст еще

более высокие результаты.

материально

технические

условия

достаточно

оснащения

группы

и

помощи

родителей, но для подбора содержания по темам не всегда достаточно методической

литературы и наглядных пособий.

требования к развивающей предметно- пространственной среде – при пополнении

РППС

необходимым

материалом

для

организации

индивидуальной

работы

со

всей

группой

необходимо

учитывать

принципы

построения

среды:

безопасность,

вариативность, трансформируемость, информативность, полифункциональность, принцип

педагогической функциональности.

– Сильной стороной организации индивидуальной работы со всей группой детей в ДОУ,

считаю

возможность

реализации

ФГОС,

повышение

качества

освоения

программы

дошкольниками и развития интегративных качеств, учет индивидуальных особенностей

ребенка

дошкольника,

создание

положительного

имиджа

группы,

ДОУ

для

всех

участников процесса, повышение уровня активности родителей.

Особенности индивидуальной работы в старшем дошкольном возрасте:

Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том,

чтобы включить детей в общий режим жизни детского сада. Утренний приём – наиболее

благоприятное время для общения воспитателя с каждым ребёнком. В эти часы успешно

ведётся: Индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности.

Это работа по:

-исправлению и воспитанию у детей правильного звукопроизношения;

-развитию устной речи и выработке правильной интонации;

-физическому воспитанию (стимулирование двигательной активности) и др.

По

содержанию

утренний

отрезок

времени

включает:

игровую

деятельность,

познавательную деятельность, трудовую деятельность. Главное место отводится игровой

деятельности детей: созданию условий для развёртывания творческих игр, организации

спокойных

игр

(хороводных

игр,

со

строительными

материалами

и

конструкторами,

настольно-печатных игр-забав, спортивных развлечений и игр малой подвижности (игры и

упражнения

на

лазание,

подлезание,

прокатывание

мяча,

обруча,

кегли).

Планируют

дидактические игры. В плане пишется название и цель игры (если имеется картотека, то

указывается номер карточки). В сфере познавательной деятельности хорошо планировать

на утро короткие беседы с группой детей или с отдельными детьми на заранее намеченные

темы

и

темы,

возникшие

по

инициативе

детей.

Беседы

могут

сопровождаться

рассматриванием доступных детям иллюстраций. В плане так же находит отражение

кропотливая работа воспитателя по привитию детям культурно-гигиенических навыков.

В

процессе

организованной

образовательной

деятельности,

обеспечить

усвоение

программного

материала

каждым

ребёнком

также

возможно

лишь

при

условии

осуществления индивидуального подхода к ним как в процессе соответствующих занятий,

так

и

в

повседневной

жизни.

Очень

важно

выяснить

отношение

каждого

ребёнка

к

процессу

познания

и

степень

его

активности

в

работе.

У

активных

детей

нужно

поддерживать их интерес к занятиям, инициативу, развивать их способности. Учитывая

уровень их развития надо давать им дополнительно усложненные задания, составлять

специально для них более трудные вопросы.

Легко

возбудимым,

невнимательным

и

несдержанным

детям

можно

предлагать

повторить

указания

воспитателя,

причём,

чтобы

сосредоточить

их

внимание,

перед

пояснением нужно обратиться к ним персонально: “Таня, Витя, слушайте внимательно,

потом повторите сказанное”. Это очень простой и вместе с тем эффективный приём, т. к.

способствует сосредоточенности внимания детей на указаниях педагога, а следовательно,

способствует их запоминанию, предупреждает поспешный и непродуманный ответ.

С отстающими детьми необходимо систематически проводить дополнительные

индивидуальные

занятия. Индивидуальную

работу

можно

проводить

с

подгруппой

детей или отдельно с ребёнком. Для поддержания интереса активности творчества детей

индивидуальную работу проводят не только с отстающими детьми, но и с остальными.

Тем более, что индивидуальная работа может иметь не только обучающее, развивающее

значение, но и воспитательное, когда детей знакомят с какими-то нормами, правилами и т.

д.

Индивидуальная работа приносит наиболее положительные результаты тогда, когда

проводится не только на специальных занятиях, но и в повседневной деятельности: во

время с/р игр, прогулок, дежурств, п/и, трудовой деятельности.

А

правильно

организованная

индивидуальная

работа

дает

возможность

детям

полностью

овладеть

программным

материалом,

оказывает

большое

положительное

влияние на поведение.

Источник: https://slovopedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=9070

Занятия с детьми в ДОУ — способы организации и классификация форм работы с дошкольниками

Содержание индивидуальной работы с детьми в детском саду

1001student.ru > Педсовет > Занятия с детьми в ДОУ — способы организации и классификация форм работы с дошкольниками

Виды занятий в ДОУ отличаются от возраста детей, их индивидуальных особенностей, социализированности. Каждое занятие направлено на развитие того или иного качества личности.

В остальном ФГОС четко регулирует виды деятельности, которые воспитатель должен учитывать в образовательном процессе.

  • Непосредственно образовательная деятельность в ДОУ по ФГОС
  • Способы организации детей
  • Фронтальный
  • Индивидуальный
  • Поточный
  • Групповой
  • Классификация НОД в детском саду
  • Сравнительный анализ типов занятий в ДОУ по ФГОС
  • Заключение

Непосредственно образовательная деятельность в ДОУ по ФГОС

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт, разработанный для всестороннего развития личности.

При составлении программы для дошкольных учреждений учитываются:

  • индивидуальные возможности и стремления воспитуемого;
  • сотрудничество и стремление к контакту со взрослыми;
  • характер взаимодействия с детьми и взрослыми;
  • уважительное отношение к сверстникам и родителям.

ФГОС контролирует, чтобы процесс образования носил опосредованный характер, в обучение должны быть вовлечены как воспитуемый, так и взрослый.

Предыдущие строго-регламентированные формы обучения становятся более гибкими, отвечающими возможностям и потребностям детей младшего, среднего и старшего дошкольного возрастов.

Основные цели, которые стоят перед ФГОС при воспитании детей в ДУ:

  • физическое развитие;
  • развитие речи;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • личностное развитие;
  • развитие мотивации;
  • развитие социализации;
  • развитие познавательного интереса;
  • развитие художественных навыков и эстетического вкуса.

Дети раннего дошкольного возраста реализуют вышеуказанные навыки через развивающие игры с составными игрушками, физические упражнения, эксперименты с различными веществами, предметами быта, общение с ровесниками и старшими детьми. Совместно с воспитателем анализируются музыкальные произведения, картины, сказки и стихи.

Для детей старшего дошкольного возраста дидактические игры носят сюжетно-ролевой характер, дошкольники учатся соблюдать правила и иерархию, занятия носят исследовательский характер, происходит обучение самообслуживанию, развиваются навыки бытового труда. На уроках изучается фольклор, история, художественная литература.

Современная образовательная система подразумевает не только природный, бумажный и иной аппликационный материал. Включаются и продукты информационных технологий, рассматриваются и разыгрываются проблемные ситуации, спроецированные в игровом формате.

Задача воспитателя в данном случае организовать образовательно-воспитательный процесс таким образом, чтобы малыш развивался всесторонне, интеллектуально, социально, проявлял интерес к окружающему миру и инициативу к трудовой деятельности.

Способы организации детей

Все вышеперечисленные задачи решаются различными путями. Иногда к разным детям применяются совершенно противоположные подходы.

В группах учитываются следующие характеристики:

  • разнообразие игрушек и оборудования в детском саду;
  • возрастные особенности детей;
  • безопасность условий в помещении;
  • уровень физической подготовки детей;
  • уровень квалификации воспитателя.

В качестве примеров взяты физические упражнения, но процесс выполнения, цели, методы и участие воспитателя остаются аналогичными и во время образовательных уроков.

Фронтальный

Основной целью педагогического процесса является приобретение и закрепление двигательных навыков детей. Они активно работают, постоянно взаимодействуют с воспитателем.

Все движения выполняются детьми одновременно и синхронно.

В больших группах взрослому тяжело уделить внимание каждому воспитаннику, а следовательно улучшить качество выполнения движений.

Индивидуальный

Каждое упражнение выполняется поочередно детьми по цепочке. Пока один делает – остальные наблюдают и делают анализ.

Основное преимущество подхода – строгое качество выполнения. Главный недостаток – пассивность остальных дошкольников. Эффективно использовать в более старшем возрасте для разучивания сложных упражнений.

Поточный

Для обеспечения высокой двигательной активности дети выполняют сразу несколько упражнений, по кругу, меняя установки и снаряды.

Это полезно для развития выносливости, но взрослому человеку тяжело уследить за правильностью выполнения упражнения каждого из детей.

Групповой

Дети делятся на несколько подгрупп, где каждый выполняет свою задачу, после завершения которой они меняются. Полезно для физического развития и выработки принятия ответственности за свои поступки.

В данной методе воспитатель практически не имеет возможности находить и исправлять ошибки ученика.

Классификация НОД в детском саду

Непосредственная образовательная деятельность в дошкольном учреждении имеет свою классификацию:

  1. Комбинированная. Одновременное сочетание различных видов деятельности: музыкальной, ИЗО, математической, игровой.
  2. Интегрированная. Занятие имеет одну тему, раскрытие которой может быть достигнуто различными методами. Тема может развиваться несколько занятий и затрагивать другие смежные аспекты. Занятие необходимо не только для изучения нового материала, но и для более глубоко осмысления уже имеющихся знаний.
  3. Комплексная. Используется уже знакомый для детей показательный материал. Закрепляется он не чаще, чем раз в квартал на музыкальном, изобразительном либо другом уроке, связанном с направлением в искусстве (чтение сказок, пение песен, театральные представления).
  4. Нетрадиционные. Проведение уроков бывает посредством посиделок, конкурсов, сочинения сказок, пресс-конференций, вымышленных путешествий, конкурсов и т. п. Более подробная вариативная информация представлена в таблице ниже.

Сравнительный анализ типов занятий в ДОУ по ФГОС

1Комплексная непосредственно образовательная деятельностьПрименение традиционных видов деятельности и искусства
2Интегрированная непосредственно образовательная деятельностьОткрытое занятие, задачей которого является раскрытие одной жизненно важной темы.
3Основная тематика — образовательная деятельностьДоминантная задача — развитие морально-этических знаний
4Коллективная образовательная деятельностьНаписание письма другу, сочинение сказки по одному предложению и другое
5ЭкскурсияПосещение близлежащих учреждений района, школ, других комнат детского сада, библиотек для расширения кругозора, выработки самостоятельности и отсутствия чувства страха и неизвестности, развитие чувства взрослости
6Непосредственно образовательная деятельность — трудПомощь в уборке участка, посадке зеленых насаждений для приобщения к труду, природоведческие знания
7ТворчествоСловесное творчество детей
8ПосиделкиИзучение фольклора
9СказкаРечевое развитие детей
10Пресс-конференцияДети входят в роль журналистов и задают вопросы своим любимым героям (из сказок, фильмов, представителям любимых профессий)
11ПутешествиеОрганизация экскурсии, где гидом является сам дошкольник
12ЭкспериментДети изучают физические свойства различных материалов (кинетического песка, пластилина, картона, бумаги, снега)
13КонкурсВоспитатели организовывают для детей тематические конкурсы по аналогии с игрой «Самый умный?», «Брейн-ринг» и пр.
14Рисунки-сочиненияРебята создают рисунки, а затем должны интерпретировать их и придумать сюжет
15БеседаЗатрагивание этических тем, разговоры со взрослыми о поведении ребенка

Заключение

В ДОУ отходят от понятия «занятие», уклон делается на интересы воспитуемого, его активность и взаимодействие с окружающими, формирование не только бытовых навыков, но и взглядов на жизнь.

Источник: https://1001student.ru/pedsovet/vidy-zanyatij-v-dou.html

Индивидуальная работа с детьми – как правильно планировать

Содержание индивидуальной работы с детьми в детском саду

Приветствую новых и бывалых моих читателей! Ваша Татьяна Сухих рада каждой встрече с вами. Особенно – вопросам читателей, которые свидетельствуют о том, что мой блог нужен.

Итак, поступила просьба рассказать подробно, что представляет собой ежедневное планирование такого вида деятельности, как индивидуальная работа с детьми.

Просят на год, правда, но в пределах читабельной статьи, думаю, это не реально и далее вы поймете, почему.

В чем смысл и содержание индивидуальной работы с дошкольниками?

При составлении календарно-тематического плана на каждый день мы предусматриваем заполнение графы «совместная деятельность педагога и детей».

Эта графа может делиться на две подграфы, если так можно выразиться: «индивидуальная работа с детьми» и «групповая деятельность».

Иногда индивидуальные мероприятия прописываются совершенно обособленным разделом плана, например, если детки в группе все или частично с ОВЗ.

В этом случае дополнительным занятиям с каждым малышом по отдельности или небольшими группами уделяется гораздо больше внимания, нежели в группах с обычными детками. Сегодня поговорим об индивидуальных мероприятиях с ребятами, не имеющими ограничений по здоровью.

Я, конечно, видела готовые планы, где заполнены наперед все графы.

Это может иметь место, но не в планировании дополнительных занятий с отдельными ребятами, которые отстают в усвоении какого-либо знания, умения.

Да, мы можем знать в начале учебного года, что такой-то малыш определенно отстает в умении рисовать кистью, правильно держать карандаш, не умеет бросать мячик в цель или имеет проблемы с речью.

Но часто мы выясняем имеющиеся пробелы в процессе воспитательно-образовательной деятельности.

Причем, речь идет не только о проблемах с восприятием материала, но и с общением со сверстниками, наличием культурно-гигиенических навыков и т.п.

Понаблюдав за детками определенное время, совместно со вторым педагогом-напарником и помощником воспитателя мы решаем, в какой дополнительной индивидуальной помощи нуждается ребенок.

Причины «неуспеваемости» у деток могут быть разными: низкая посещаемость садика, частые болезни, природные особенности личности малыша, адаптационный период, педагогически запущенные детки и т.п.

В зависимости от имеющейся проблемы, выбираем метод работы с конкретным малышом: беседа, игра, физические упражнения, пальчиковая гимнастика, дидактические игры, наблюдения, посильный физический труд.

И весь комплекс работы с конкретным малышом строится с учетом особенностей его развития, как физического, так и нравственного, психологического, умственного.

Значит, дать канву плана индработы на год является невозможным, в принципе, поскольку такие мероприятия планируются под потребности конкретных деток в группе. Но шаблон существует, о нем ниже.

Направления индивидуальных дополнительных занятий

Что касается формулировки сути и цели занятий с конкретными воспитанниками, то подскажу, что есть три направления, которые, в принципе, можно записать в план заранее, но затем по ходу дела вписать имена детей, с которыми будет проводиться работа:

  • Развитие и совершенствование личностных качеств каждого воспитанника;
  • Развитие мелкой моторики пальцев – развитие речи;
  • Формирование мотивации и предпосылок к усвоению учебного материала.

Эти три задачи вполне охватывают весь комплекс работы с отдельными детьми, это можно считать шаблоном для плана. Если хотите, можно конкретизировать, например, что входит в понятие «Развитие и совершенствование личностных качеств ребенка»?

Это умение общаться, взаимодействовать с коллективом и взрослыми, наличие культурно-гигиенических навыков, психологические особенности, которые мешают комфортному пребыванию малыша в садике (застенчивость, зажатость, апатия, неактивность, нелюбознательность и т.п.)

То есть, видим, что Петя не умеет сам застегивать пуговицы или боится проявлять инициативу в играх, записываем: Обучение Пети на тренажере застегивать и расстегивать пуговицы на одежде. Или: проводим сюжетно-ролевую забаву вдвоем с Петей, где он будет играть ведущую роль.

Можно в плане в разделе «Индивидуальная работа» ежедневно вписывать 1-2 задачи или все 3, дописывая имена деток, которым нужны такие занятия. Хотя правильно будет с каждым малышом группы периодически проводить воспитательно-развивающие индивидуальные мероприятия, чтобы выявить лучше его личные особенности, качества, таланты.

Вообще индивидуальная работа должна планироваться с учетом таких постулатов:

  • Уважение личности ребенка;
  • Формирование адекватной самооценки;
  • Привлечение каждого малыша ко всем видам деятельности в детском саду для выявления его личных качеств, наклонностей;
  • Постоянное усложнение деятельности в рамках иднработы;
  •  Создание благоприятной почвы для саморазвития каждого ребенка, стимулирование его самовоспитания.

Рецепты успешной индивидуальной деятельности с детьми дать невозможно, ведь каждая личность – уникальная. Одному достаточно будет разового дополнительного занятия по какому-то направлению, а другому понадобится целый год, чтобы научиться полноценно обслуживать себя, например.

Когда лучше проводить дополнительную работу с отдельными детками?

Индивидуальная работа отлично и результативно проходит утром после прием деток, во время прогулки и во вторую половину дня, особенно после ужина перед тем, как деток заберут. Узнав поближе детей, вы сами поймете, когда и чем можно позаниматься с малышом. Допустим, его поздно забирают – вот и занимайтесь вечером.

Итак, утром преимущественно проводят личные или небольшими группками беседы на любые темы, с целью обогатить словарный запас и развить речь. Попутно уместно показать упражнение из пальчиковой гимнастики, которое ребенок не усвоил. Кроме того, утро – отличное время для выработки культурно-гигиенических навыков.

Во время утренней прогулки хорошо бы индивидуально отработать физические упражнения, с застенчивым малышом лично поиграть в подвижную игру. С другим – понаблюдать за природой, поговорить об изменениях в погоде. С третьим – собирать листики, формируя букет, изучая цвета, формы.

Во второй половине дня ближе к вечеру упор делаем на сюжетно-ролевых играх, трудовому воспитанию, дополнительным занятиям по счету, грамоте и т.п.

Понимаете, методов и способов дополнительно заниматься с детками множество, важно не превратить это дело в фикцию на бумаге. Ведь кроме развивающей обучающей деятельности, часто деткам требуется психологическая помощь, которая под силу воспитателю. Да просто иногда нужно просто уделить время малышу, обнять и расспросить, что его волнует и как у него дела.

Если вас устраивает хорошо заполненный план, а не реальная работа с детками, то, пожалуйста, записывайте по максимуму, но не переусердствуйте, ибо аттестационной комиссии будет подозрительно, что вы так много на себя берете. При чем тут комиссия? А при аттестации требуется предъявить планы работы и другую документацию.

Надеюсь, помогла? Если что, пишите, отвечу! А пока выражаю свою обычную просьбу: поделиться ссылкой на статью и подписаться на новости. Спасибо!

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Привет, уважаемые читатели моего педагогического ))) блога! С вами Татьяна…

8 комментариев

Я, Татьяна Сухих, приветствую своих постоянных читателей – мам и…

Источник: https://metodbv.ru/individualnaya-rabota-s-doshkolnikami/

Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми в детском саду

Содержание индивидуальной работы с детьми в детском саду

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ 5

1.1. Понятие и виды одаренности 5

1.2. Особенности развития одаренных детей в дошкольном возрасте 9

1.3. Методы выявления и диагностики одаренности 13

1.4. Организация индивидуальной работы с одаренными детьми 17

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 19

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 20

2.1. Обобщение и анализ передового педагогического опыта 20

2.2. Практическое исследование 23

2.3. Методические рекомендации по развитию одаренности детей дошкольного возраста 28

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

ПРИЛОЖЕНИЕ 37

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 37

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 38

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 41

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 42

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 43

?

ВВЕДЕНИЕ

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Наиболее частое проявление одаренности – это ранняя речь и большой словарный запас. Наряду с этим замечается необычайная внимательность, ненасытное любопытство и отличная память.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями.

В научных исследованиях психологов: А. Анастази, А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, М. Карне, В.А. Леви, А.М. Матюшкина, А.В. Моляко, С.Л. Рубинштейна, Е.П. Торренса, Б.М. Теплова и др., и педагогов: Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, Б.М. Неменского, Е.А. Флёриной и др.

, генетиков: В.П. Эфроимсона, высказываются разные мнения на феномен «детской одаренности».

Но, несмотря на многочисленные исследования, феномен развития одаренности детей дошкольного возраста является менее изученным и наиболее противоречивым в современной педагогической науке.

Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Уже существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей.

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению

… деятельности Совместная работа с родителями. Приложение 1 Диагностика музыкально – творческих способностей детей (по К.В.Тарасовой) Средний дошкольный возраст 1. Пение. 1) Звукоимитация (изобразительное … это время форми­руются музыкальный слух и музыкальная память ребенка. Примерами ранней музыкальной одаренности могут служить В.А. Моцарт, обнаруживший незаурядные способно …

цель образования раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, сейчас акцент видится в том, чтобы воспитать личность активную, творческую, осознающую глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении. Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, а умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.

Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве.

Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.

Цель исследования: изучение особенности педагогической деятельности с одаренными детьми.

Задачи:

• раскрыть в полном объеме понятие одаренности и показать особенность развития одаренных детей;

• рассмотреть методы диагностики одаренности;

• реализовать эффективные методы о приемы по развитию одаренности.

Предметом исследования являются педагогические основы и методы работы с одаренными детьми.

Объект исследования — одаренность в детском саду Родничок.

Методы исследования: в процессе исследования применялись такие методы как беседа, наблюдение, тестирование.

Работа состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения, списка используемых источников и приложений.

?

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ

1.1. Понятие и виды одаренности

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Проблема способностей и одаренности у детей

Курсовая работа по дисциплине «Общая психология» на тему: «Проблема способностей и одаренности у детей» Со держание. ВВЕДЕНИЕ 1. Определение способностей в русле теории Л.С. Выготского 2.

Проблема индивидуальных различий в развитии способностей у детей дошкольного возраста в работах отечественных психологов 3.

Проблема индивидуальных различий в развитии способностей у детей дошкольного возраста в …

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Детский возраст – период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов психике. Уровень и широта интеграции характеризуют формирование и зрелость самого явления – одаренности.

Вопрос о частоте проявления детской одаренности, одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей.

Имеются две крайние точки зрения «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальная одаренность по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрирует значительная часть детей.

Большая часть психологов анализируют, что креативность (творческий потенциал) человека как один из важных и независимых факторов одаренности. Американский психолог П.

Торренс определил креативность как процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности и дефицита информации. По этому, одаренность у разных детей может выражаться в более или менее очевидном виде.

Если анализировать особенности поведения ребенка, педагог, психолог и их родители должны делать своего рода «допуск» на недостаточное знание о действительных возможностях каждого ребенка, понимая при этом, что существуют одаренные дети, чью одаренность они пока не смогли увидеть.

Совершенно ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности сравнительно с ребенком, для которого не были созданы такие условия…

?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Детская одаренность — сложное и много — аспектное явление. Существует множество подходов к определению одаренности, точек зрения на проблему одаренности. Возникает острая необходимость в особых, научно обоснованных методов работы с детьми с различными видами одаренности.

Мотивация как личностно-регулятивный механизм познавательных способностей детей младшего школьного возраста

Мотивация как личностно-регулятивный механизм познавательных способностей детей младшего школьного возраста Введение Мотивация является важнейшим регулятивным механизмом развития способностей.

Влияние данного механизма обеспечивает изменение качества способностей и делает эти способности личностными. Исследования личностно-регулятивных механизмов очень важно для развития способностей в младшем .

..

В курсовой работе в теоретической части рассматривалась проблемы одаренности со времен ее происхождения до наших дней. Из всего вышеизложенного материала вытекают следующие выводы:

На протяжении многих веков одаренность рассматривалась несколько автономно от социально-педагогической практики. И происходило это в первую очередь потому, что изыскания были не востребованы системой образования;

Основное внимание исследователей было обращено не на сам феномен одаренности как личностное образование или социально – психологическое явление, а на проблему его происхождения (божественное или земное);

Основными видами одаренности стало принято считать интеллектуальную и творческую одаренности;

Большая часть филологов, психологов, педагогов были склонны проявление высшей одаренности видеть в научном творчестве и научном мышлении.

Структурирование материала по принципу логарифмической спирали требует, чтобы педагог многократно возвращался с детьми к проработке ранее рассматриваемых проблем, но делал это каждый раз уже на новом, более сложном уровне.

Таким образом цель нашей курсовой работы достигнута. Работа не претендует на полноту исследования. Проект программы может быть использован в работе педагогов дополнительного образования с интеллектуально одаренными детьми.

Раскрытие проблем одаренных детей дошкольного возраста происходит через взаимосвязь их со сверстниками и взрослыми. Как выяснилось, дети имеют проблемы. В курсовой работе были упомянуты те из них, о которых наиболее часто сообщают исследователи.

В настоящее время не существует оптимальных программ для одаренных детей, которые помогли бы избежать им трудностей, либо они не в достаточной степени реализуются. Остается только надеяться, что что-то изменится и у таких детей не будет трудностей в будущем или хотя бы их станет меньше.

В работе были приведены ряд исследований. В целом получились не плохие результаты. Исследования показали, что количество детей со средним уровнем развития преобладает над количеством одаренных детей.

Но это не значит, что одаренные дети – это дети описанные в ученой литературе, не существующие в реальности, это лишь еще раз доказывает, что одаренных детей не много. В связи с этим необходимо поддерживать и помогать развиваться таким детям.

Вот направления над которыми надо работать взрослым: учителям, воспитателям, родителям.

Интеллектуальное развитие ребенка раннего и дошкольного возраста

Программа повторения междисциплинарного государственного экзамена «Психолого-педагогические основы дошкольного образования» направление «ПЕДАГОГИКА» профиль «Управление дошкольным образованием» Выпуск 2011/2012, заочная форма обучения Сензитивные периоды психического развития ребенка раннего и дошкольного возраста, их характеристика. Понятие сензитивный период в работах Л.С.Выготского, Б.Г. …

?

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Алексеева, Н.В. Развитие одаренных детей/ авт. – сост. Н.В. Алексеева и др. – Волгоград: Учитель, 2011. – 182с.

2. Босякова, С.Н. Работаем с талантливыми детьми [Текст] / С. Н. Босякова, Л. В. Болотная // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2010. — № 2. — С. 68-74.

3. Баранникова Н. А. О мальчишках и девчонках, а также их родителях: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.:ТЦ Сфера, 2012. –с.132.

4. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Л. С. Выготский. – Санкт-Петербург: Союз, 1997. – 96с.

5. Градусова Гендерная педагогика: учебное пособие / Л.В. Градусова. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. – 176с.

6. Емельянова, И. Роль исследовательской деятельности в развитии одаренных детей [Текст] / И. Емельянова // Дошкольное воспитание. — 2010. — № 7. — С. 25-27.

7. Емельянова, И. Е. Педагогическая технология развитие одаренности детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов/ И.Е. Емельянова. – Челябинск: Изд–во ООО «Три Кита», 2010. –195с.

8. Евтушенко, И.Н. Гендерные особенности и развитие одаренности детей дошкольного возраста: И.Н. Евтушенко. // Плюс до и после. — 2009. — №12 . С.1-7

9. Коломийченко, Т.А. Программа социального развития детей дошкольного возраста: пособие для педагогов ДОУ / Т.А. Коломийченко. – Пермь, 2003- 68с.

10. Куликовская И.Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учеб. пособие./ И.Э. Куликовская, Н.В. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80с.

11. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды / Н. С. Лейтес. Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК» 2003. — 464с.

12. Лазурский А.Ф «Как развить творческое мышление у ребёнка» // А.Ф. Лазурский — М: 2002 – 256 с.

13. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. // Вопр. психологии. — 1989. — №6. – с.29-33.

14. Мещеряков, Б.Г. Современный психологический словарь. /сост. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко, – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК,2007. – 634с

Развитие психики ребёнка в возрасте 5-7 лет

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Российский государственный профессионально-педагогический университет” Институт психологии Кафедра Контрольная работа по учебной дисциплине: “Психологическое сопровождение” На тему: “Развитие психики ребёнка в возрасте 5-7 лет” Выполнил: …

15. Николаева, Е. Воспитать одаренного ребенка. Как? / Е. Николаева.: – СПб.: Питер, 2013. – 176с

16. Предметно – пространственная развивающая среда в детском саду.: /сост.Н.В. Нищева. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.1–28с.

17. Педагогическая энциклопедия.: актуальные понятия современной педагогики / под. ред. Н. Н. Тулькибаевой, Л. В. Трубайчук. – Москва : Издательский Дом «Восток», 2003. – 274с

18. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников./ А.И. Савенков. – Самара: Издательство «Учебная литература»; Издательский дом «Федоров»,2010. – 128с

19. Сибил?ва, Л.В. Психолого–педагогическое исследование детей дошкольного возраста.: учебно-практическое пособие./ Л.В. Сибилева. – Челябинск: Челяб. гос. пед. ун–та, 2013. – 229с.

20. Трубайчук, Л.В. Педагогическая технология развития одаренности детей дошкольного возраста [Текст] / под ред. Л.В. Трубайчук. – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2011. – 188 с.

21. Шумакова, Н.Б. Одаренный ребенок: особенности обучения: пособие для учителя / Н.Б. Шумакова, Н.А. Авдеева, Л.Е. Журавлева. – М.: Просвещение, 2006, — 239с.

22. Ходеева С. Ф., Белоусова Е. Ю., Клевцова М. Н. Развитие одарённости детей дошкольного возраста посредством творческой игры [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.).

— Казань: Бук, 2016. — С. 232-234. — URL conf/ped/archive/190/10423/ (дата обращения: 08.04.2018).

Источник: https://forpsy.ru/works/metodicheskie/organizatsiya-individualnoy-rabotyi-s-odarennyimi-detmi-v-detskom-sadu/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.