+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Судебная практика земли сельхозназначения

Содержание

Изъятие в судебном порядке земельных участков сельскохозяйственного назначения

Судебная практика земли сельхозназначения

Земельное право Изъятие в судебном порядке земельных участков сельскохозяйственного назначения

Одной из острых проблем современности является сохра­нение плодородия земель сельскохозяйственного назначения, используемых для производства сельскохозяйственной про­дукции: в целом по Российской Федерации за период с 1990 по 2014 год площадь сельскохозяйственных угодий сократи­лась на 2203,4 тыс.

га; земель, используемых под пашню, – на 10814,3 тыс. га. Как отмечает Г. Е. Быстров: «для того, чтобы повысить роль государства в создании эффективной системы землевла­дения и землепользования…» Федеральный закон от 24 июля 2002 г. 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон об обороте) «…

закрепляет ком­плекс мер, направленных на усиление и защиту земель сель­скохозяйственного назначения от нецелевого, нерационально­го использования, охрану особо ценных сельскохозяйственных угодий…».

К числу указанных мер, как представляется, отно­сятся принудительное изъятие у собственников не используе­мых или используемых с нарушением установленных законом требований земельных участков сельскохозяйственного назна­чения и принудительное прекращение иных прав, например, права пожизненного наследуемого владения, по аналогичным основаниям. Принудительное изъятие земельных участков сельскохозяйственного назначения и прекращение прав на та­кие участки осуществляется исключительно в судебном поряд­ке. Споры данной категории встречаются в судебной практике, однако, не так часто, как можно было бы ожидать, учитывая, что в 2014 году на землях сельскохозяйственного назначения выявлено 17 960 нарушений, а, в среднем, по составам «неис­пользование земельных участков» и «использование земель не по целевому назначению» устраняются не более половины правонарушений.

  1. Как правило, по данной категории споров определение состава лиц, участвующих в деле, а также подведомственность и подсудность дел не вызывает затруднений.

Истцами по спорам об изъятии земельных участков яв­ляются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по спорам о прекращении иных прав – органы го­сударственной власти или органы местного самоуправления, представляющие интересы соответствующего публичного собственника.

Суды проверяют наличие у истца полномочий на обращение с иском, например, Департамент имуществен­ных и земельных отношений Ярославской области был при­знан ненадлежащим истцом, так как «на дату обращения… не обладал полномочиями на обращение в суд от своего имени.

Доказательства, что Ярославская область делегировала истцу соответствующие полномочия, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, суду не представлены».

Ответчиками по данной категории споров являются об­ладатели права собственности или иных прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения.

Если это юри­дические лица или крестьянские (фермерские) хозяйства, то иски направляются в арбитражные суды, хотя есть примеры рассмотрения таких споров судами общей юрисдикции: как с участием глав крестьянских (фермерских) хозяйств, так и с участием юридических лиц.

Нередко ответчиками оказываются физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предприни­мателей и не ведущие крестьянское (фермерское) хозяйство, но являющиеся собственниками земельных участков, предна­значенных для сельскохозяйственного производства, иски к таким ответчикам рассматриваются судами общей юрисдик­ции.

Изъятие в судебном порядке земельных участков сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании или ненадлежащем использовании

К участию в деле могут привлекаться третьи лица, как правило, не заявляющие самостоятельных требований.

В их числе чаще других встречаются территориальные управления Россреестра, органы местного самоуправления муниципаль­ного образования, на территории которого находится земель­ный участок, органы, осуществлявшие государственный зе­мельный надзор, кадастровые палаты по месту нахождения земельного участка и др.

  1. Как показал анализ судебной практики, заявляемые истцами требования не всегда соответствуют содержанию спо­ра и требованиям закона.

Так, в отношении земельного участка, находящегося на праве пожизненного наследуемого владения, было заявлено не только требование о прекращении соответствующего пра­ва, но и «о продаже земельного участка с публичных торгов».

Однако, удовлетворение судом требования о продаже земель­ного участка с публичных торгов привело бы к его отчужде­нию из государственной или муниципальной собственности, что противоречит установленному законом порядку, предпо­лагающему принудительное прекращение права пожизнен­ного наследуемого владения, но не права публичной собствен­ности.

В другом случае было заявлено требование об изъятии зе­мельного участка сельхозназначения в собственность Тульской области ввиду его ненадлежащего использования и последую­щей продаже его с публичных торгов.

Однако, изъятие участ­ка «в собственность Тульской области» противоречит закону, предусматривающему переход участка от одного собственни­ка к другому посредством публичных торгов, минуя публич­ную собственность.

Еще один пример. В отношении земельного участка, на­ходящегося в частной собственности, в дополнение к требова­нию «об изъятии земельного участка», было также заявлено требование «о прекращении права собственности», что пред­ставляется излишним, так как право собственности (в отличие от иных прав) прекращается не на основании решения суда, а по результатам публичных торгов.

Таким образом, исходя из статьи 6 Закона об обороте в отношении земельного участка, находящегося в частной соб­ственности ответчика, следует заявлять требование об его изъ­ятии и продаже с публичных торгов, в отношении земельных участков, находящихся на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования – требова­ние о прекращении соответствующего права, а в отношении права аренды – требование о расторжении договора аренды.

  1. Разрешая споры, суды устанавливают наличие одного из двух оснований изъятия земельных участков, предусмо­тренных статьей 6 Закона об обороте.

Первое основание – «использование земельного участка с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного на­значения или причинение вреда окружающей среде» (п. 2 ст. 6 Закона об обороте).

Как показал анализ судебной практики, данное основание истцами практически не использовалось или указывалось в дополнение ко второму основанию. Как предполагает В. В. Устюкова, причина может заключаться в том, что «изъятие земельного участка допускается после пред­варительного привлечения собственника к административной ответственности…

Однако именно таких составов администра­тивного правонарушения в КоАП РФ нет».

Изъятие земельного участка

Второе основание – «не использование земельного участ­ка для ведения сельскохозяйственного производства или осу­ществления иной связанной с сельскохозяйственным произ­водством деятельности в течение трех и более лет» (п. 3 ст. 6 Закона об обороте) указывалось практически во всех исках.

Разрешая споры, суды проверяли причины неиспользо­вания ответчиками земельных участков.

Так, в одном случае было установлено, что неиспользование земельного участка связано с его нахождением в санитарно-защитной зоне по­лигона мусоросортировочного комплекса, где производство сельскохозяйственной продукции запрещено, в другом – что часть земельного участка сельскохозяйственного назначения была занята кладбищем.

В обоих случаях суды пришли к выводу об отсутствии ос­нований для принудительного изъятия земельных участков, так как их неиспользование было вызвано уважительными, не зависящими от воли ответчиков причинами.
  1. При разрешении споров данной категории суды также устанавливали соблюдение порядка принудительного изъятия земельного участка, установленного статьей 6 Закона об обороте.

Основания (самостоятельные или в числе других) отказа судами в исках в связи с нарушением порядка принудительно­го изъятия можно условно разделить на две группы.

Первая – нарушения досудебного порядка, в их числе со­ставление актов осмотра, актов о проведении обследования земельных участков в отсутствие их собственника и не пред­ставление доказательств его надлежащего извещения о про­водимых проверках; не представление доказательств при­влечения ответчика к административной ответственности за неиспользование земель с вынесением предупреждения о не­обходимости устранения выявленных нарушений; ответчик не был привлечен к административной ответственности за не­использование земельного участка, хотя привлекался за иное правонарушение, связанное со спорным земельным участком, например, за неисполнение законного требования органа го­сударственного земельного надзора.

Вторая – нарушения порядка обращения в суд: орган го­сударственной власти обратился в суд раньше истечения сро­ка, установленного для устранения земельного правонарушения; исковое заявление подано неуполномоченным органом государственной власти.

  1. Институт изъятия земельных участков сельскохозяй­ственных угодий при их неиспользовании или ненадлежащем использовании претерпел значительные изменения в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 354-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Россий­ской Федерации». Отметим основные из них, которые могут оказать существенное влияние на судебную практику.

Изменен момент, с которого начинается исчисление трех­летнего срока неиспользования земельного участка, необходи­мого для его принудительного изъятия: теперь это выявление в рамках государственного земельного надзора факта неиспользо­вания земельного участка по целевому назначению или исполь­зования с нарушением законодательства Российской Федерации (ранее срок исчислялся с момента регистрации права на земель­ный участок). Обращение в суд с иском до истечения указанного срока может стать причиной отказа в его удовлетворении.

Срок освоения земельного участка включен в трехлетний срок неиспользования земельного участка – ранее этот срок составлял два года и мог прибавляться к трехлетнему сроку.

Данная новелла позволит обеспечить единообразие судебной практики, тогда как раньше в одних случаях суды «автомати­чески» увеличивали трехлетний срок до пятилетнего, а в дру­гих – учитывали этот срок лишь при наличии доказательств осуществления деятельности по освоению участка.

Из числа земельных участков, которые могут быть прину­дительно изъяты, исключены земельные участки, являющиеся предметом ипотеки, а также участки, в отношении собствен­ников которых судом возбуждено дело о банкротстве.

Приме­ры реализации данного положения уже имеются в судебной практике, например, судом апелляционной инстанции было отменено решение суда первой инстанции и отказано в удов­летворении исковых требований, поскольку участок был обре­менен залогом.

Закреплен ряд мер, реализация которых начнется с 1 января 2017 года, направленных на предотвращение злоупо­треблений со стороны собственников изымаемых земельных участков.

В частности, в отношении таких земельных участ­ков предусмотрено внесение в ЕГРН записи о невозможно­сти государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии.

Как представляется, данная новелла позволит устранить выявленные в судебной практике случаи отказов в удовлетворении исков об изъятии неиспользуемых земельных участков, поскольку собственники отчуждали их третьим ли­цам до принятия судом решения по делу.

Таким образом, в судебном порядке изымается лишь часть земельных участков сельскохозяйственного назначения, не используемых или используемых ненадлежащим образом, – в отношении других земельных участков либо отсутствует обращение в суд, либо суды отказывают в удовлетворении соответствующих требований.

Повышению эффективности изъятия в судебном порядке неиспользуемых или ненадлежа­щим образом используемых земельных участков сельскохо­зяйственного назначения могут способствовать устранение до­пускаемых органами государственной власти нарушений при определении оснований изъятия земельных участков сельско­хозяйственного назначения, при осуществлении досудебного порядка изъятия, при обращении в суд с исками о принуди­тельном изъятии или прекращении прав на земельные участ­ки, а также учет внесенных в законодательство Российской Федерации изменений в части оснований и порядка принуди­тельного изъятия земельных участков из земель сельскохозяй­ственного назначения при неиспользовании по целевому на­значению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации.

СЫРЫХ Елена Владимировна

кандидат юридических наук, доцент кафедры земельного и экологического права Российского государственного университета правосудия

  

Источник: https://www.eurasialegal.info/index.php/zemelnoe-pravo/7018-2018-05-21-10-49-57

Прощай, земельная доля!

Судебная практика земли сельхозназначения

В 2020 году земельные паи, не ставшие участками, отойдут государству

Минсельхоз России намерен окончательно избавить страну от такого понятия, как «земельная доля». Тот, кто не успел выделить участок из общего земельного массива, с 1 января 2020 года лишится своего надела: государство самостоятельно отмежует и заберёт плодородные гектары.

Министерство сельского хозяйства подготовило поправки в закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Проект ФЗ опубликован на Федеральном портале проектов нормативных актов, до 17 июля будут продолжаться общественные обсуждения и, как пишут разработчики, в январе 2018 года закон будет принят и вступит в силу.

Горе «молчунам»!

В 1990-х годах в России прошла масштабная операция по наделению народа землёй.

Трудяги колхозов и совхозов, а также социальные работники получили тогда ещё непонятное, аморфное достояние под названием «земельная доля в праве общей собственности на земельный участок».

Свалившееся на голову селянину счастье обозначалось в виде тысячной дроби или в виде определённого количества баллогектаров.

Что следовало делать с этой «общей собственностью», в самом начале реформы люди плохо себе представляли. Но время шло, законодательство совершенствовалось, появлялись Росреестр и кадастровая служба. В 2002 году был принят закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Он стал своеобразной библией для тех, кто хотел стать полноправным собственником земли.

Самые расторопные пайщики начали потихоньку выделять из общих земельных массивов участки в счёт своих земельных долей. Те, кому размер доли (или долей) позволял, становились полноправными владельцами участков.

Те, чьи доли были недостаточно большими, межевались группками, кружками единомышленников – и получали в результате участки, находящиеся в долевой собственности.

Эти люди сегодня могут вздохнуть с облегчением: их земля уже никуда не денется.

Но существовала и существует другая категория пайщиков – назовём их «молчунами», – которые не предпринимали никаких действий, чтобы выделить доли. Понять людей можно: не хотелось оплачивать из собственного кармана работу кадастрового инженера, а может, здоровье не позволяло ввязываться в бюрократические процедуры.

Государство давно пыталось стимулировать этих молчунов к выделу. В 2010 году в закон «Об обороте земель сельхозназначения» был даже включён специальный пункт (пункт 3 статьи 19.

1), который обязывал органы местного самоуправления поторопить земельных пайщиков.

Сельские администрации должны были, начиная с 2013 года, созывать общие собрания и ставить вопрос о межевании участков и проведении кадастровых работ.

Но, видимо, это не помогло до конца избавиться от «общей собственности» на земельные массивы. Минсельхоз счёл, что те, кто не выделил доли и не зарегистрировал право собственности на землю, не особенно-то и нуждаются в земле – а значит, угодья можно сделать сначала «ничейными», а потом государственными.

Администрация сделает всё за собственника

Если законопроект примут, пункт 3 статьи 19.1 ФЗ «Об обороте земель сельхозназначения» будет изложен в новой редакции.

В соответствии с поправками, 1 января 2020 года органы местного самоуправления получат право заказать кадастровые работы по уточнению границ земельного участка, находящегося в общедолевой собственности, зарегистрировать местоположение границ участка и поставить его на учёт в качестве бесхозяйной недвижимой вещи. По истечении года такой «бесхозяйности» муниципалитет станет законным собственником участка.

Аналогичную процедуру органы местного самоуправления будут проводить в отношении невостребованных долей.

Раньше сельским администрациям приходилось долго разыскивать «потерянных» собственников или их наследников, подавать иски в суд, чтобы признать право муниципалитета на невостребованную долю.

Судебная практика, как пишет Минсельхоз, складывалась не в пользу муниципалитета: суды зачастую отказывали в исках по формальным основаниям – то муниципалитет вызвал ненадлежащего ответчика, то ответчик на найден, то в качестве ответчика должен выступать давно умерший человек.

Из-за этого списки невостребованных долей не уменьшались, а земля по факту оставалась бесхозной.

Законодатели решили избавить сельские администрации от хождения по судам: теперь им достаточно дождаться 2020 года и, если собственники долей так и не обнаружатся, начать выделять участки в счёт всех невостребованных долей.

Подготовленный Минсельхозом России законопроект должен стать для всех «последним китайским пре­дупреждением»: осталось чуть больше двух лет, чтобы выделить участки. Напомним, что проект межевания можно утвердить двумя путями: через общее собрание или через публикацию извещения в уполномоченных СМИ.

Впрочем, задуматься о своём будущем стоит не только пайщикам, но и сельхозпроизводителям, чья техника сегодня работает на не отмежёванных участках. Если им не удастся уговорить арендодателей до 2020 года провести выдел и оформить собственность как полагается, земельные угодья впоследствии могут уйти в аренду или даже в собственность другому хозяйству.

Источник: https://www.krestianin.ru/articles/58246-proshchay-zemelnaya-dolya

Нецелевое использование земельного участка 2020 – ответственность, штраф, судебная практика, заявление, куда пожаловаться, что это – Жилищный эксперт

Судебная практика земли сельхозназначения

За каждым участком земли закреплено определённое целевое назначение. Закон предписывает собственникам пользоваться наделами в рамках их юридического статуса.

Нельзя менять категорию земли по своему усмотрению. Это возможно только в порядке, предусмотренном российским законодательством.

Выход за рамки целевого использования УЗ влечёт наложение на владельца административной ответственности.

Что значит нецелевое использование?

На момент определения правового режима участка земли учитывается не только категория, но и разрешённое применение в рамках Земельного кодекса РФ. Согласно ФЗ №136, юридический статус земельного участка прописан в кадастровом паспорте или ином документе, выданном государственным органом.

В федеральном законодательстве конкретизируется, как классифицируются земли и определяются на них приоритеты и разрешения.

Понятие и особенности нецелевого использования ЗУ

Если физическое лицо владеет сельскохозяйственным наделом и самовольно строит на нём жилищный комплекс, например, он использует территорию не по назначению. За это собственника привлекут к ответственности.

СПРАВКА. Каждый УЗ, принадлежащий гражданам по праву собственности и территория, предоставленная в безвозмездное пользование, относится к конкретной категории.

Исходя из юридического статуса земли, её можно использовать только для определённой цели, согласно правилам:

  • Сохранять межевые или другие знаки, установленные государственными службами;
  • Не наносить вред окружающей среде в процессе пользования наделом;
  • Строго следовать противопожарным, градостроительным и прочим регламентам;
  • Защищать землю от загрязнений, порчи, уничтожения и других негативных воздействий.

Физические и юридические лица вправе пользоваться землями трёх категорий: сельскохозяйственными, промышленными, под индивидуальное жилищное строительство.

Куда подавать жалобу?

Если гражданин стал свидетелем неправомерного пользования землёй: например, сосед строит магазин на территории, предназначенной для сельскохозяйственных нужд, необходимо обратиться с жалобой в орган местного самоуправления.

Какова ответственность за нарушение: штрафы, КоАП?

Если землевладелец пользуется наделом не в пределах его категории, он понесёт административную ответственность, установленную ст.8.8 КоАП РФ.

При выявлении факта нецелевого применения УЗ, санкции напрямую связаны с лицом, на которого она налагается.

Если кадастровая стоимость не определена, размеры штрафов составят:

  • Для юридических лиц от 200 до 400 тысяч рублей;
  • Для должностных лиц от 100 до 200 тысяч рублей;
  • Для населения от 20 до 50 тысяч рублей.

Если известна кадастровая стоимость земельного надела, взыскания составят:

  • Для граждан 0.5-1% от кадастровой стоимости: не менее 20 тысяч рублей;
  • Для организаций 1.5-2%: не менее 100 тысяч рублей;
  • Для должностных лиц: 1-1.5%: не менее 20 тысяч рублей.

Если подобное правонарушение повторится, хозяин земельного участка получит предписание, в котором содержатся сведения о необходимости разрешения вопроса в судебном порядке.

ВАЖНО! Чтобы устранить правонарушение, собственника в обязательном порядке привлекут к работам за его личный счёт.

Если гражданин не уплатит штраф, будет начисляться пеня. Это только усугубит его положение.

Судебная практика

Относительно нецелевого пользования землёй судебная практика противоречива.

Это объясняется затруднительным доказыванием истцами возможных нарушений законодательства. Например, территории под индивидуальное жилищное строительство используются в коммерческих целях.

В сущности, на практике не сложилось чёткое представление о неправомерном использовании земельных участков.

Одни суды отталкиваются от толкования категории ЗУ как соответствующей цели предоставления надела.

Другие судебные органы утверждают, что при внесении поправок целевое предназначение не выходит за границы пользования. Следовательно, основания для привлечения землевладельца к ответственности отсутствуют.

Суть нецелевого использования земли

Каждый участок можно применять только в конкретной цели в соответствии с его юридическим статусом. Так, если садовому товариществу выделили территорию, её нельзя использовать как пастбище. Если на лугу пасут скот, на нём не допускается строительство частного дома.

Если земля предназначена для возведения жилых объектов, следует учесть, можно ли на ней строить частные дома или многоэтажные здания.

ВНИМАНИЕ! Между двумя многоэтажными домами нельзя возводить одноэтажный дом.

Промышленные земли также подлежат зонированию. Если конкретная площадь отведена для строительства металлургического объекта, на ней нельзя возводить складское помещение, которое планируется сдавать в аренду с целью получения прибыли.

Регламент о целевом использовании земель составляет региональная администрация. Поэтому муниципальные органы обязаны вести контроль за правильностью пользования земельными наделами.

Доказательство факта незаконного владения

Лицо, подающее иск, должно установить целевое предназначение территории, чтобы доказать законность претензий. Затем нужно сослаться на неправомерность действий, которые проводятся на ЗУ.

Необходимо аргументированно подтвердить, что землевладелец проводит деятельность, которая не соответствует целевому назначению надела. Например, отсутствие на сельскохозяйственном участке огородных культур, обилие сорняков доказывает несанкционированную деятельность собственника. Эти факты свидетельствуют в пользу истца.

Образец заявления

Чтобы подать жалобу относительно нецелевого пользования территорией, гражданину необходимо составить заявление на имя главы администрации, указав его ФИО и занимаемую должность.

Документ должен содержать следующую информацию:

  • ФИО, место проживания и адрес участка, который находится во владении или пользовании.
  • Сведения о нарушителе: ФИО (если известны), местонахождение УЗ.
  • Перечень действий или нарушений, которые заявитель считает противозаконными.
  • Требования к местной администрации.
  • Список подтверждённых доказательств.

Для наглядности желательно представить видеозапись или приложить фотоснимки земельного участка.

СПРАВКА. Законом не установлена унифицированная форма заявления, поэтому граждане обязаны придерживаться пунктов, регламентированных ст.39.15 Земельного кодекса РФ.

Как доказывается?

Доказывать факт незаконного использования территорией можно на протяжении 3 лет после получения сведений о правонарушении.

Доказательный процесс состоит из последовательных этапов:

  • Гражданин обращается в правоохранительные органы, если замечает, что посторонние лица пользуются участком, находящимся по соседству.
  • Лицо является в районную администрацию, чтобы поставить в известность работников об установленном нарушении в письменном виде.
  • Оформляется заявление.

В документе отражается информация о себе и собственнике соседней территории. Прописывается просьба о проведении административной проверки.

Как и кем проводится проверка?

После поступления заявления районная администрация инициирует проверку с целью подтверждения факта использования земельного участка в рамках целевого назначения.

Этапы проверки:

  • Органы местного самоуправления издают Приказ, в котором утверждают комиссию.
  • Комиссия выезжает по указанному адресу для проверки сведений, полученных от заявителя.
  • Составление акта, в котором фиксируются выявленные нарушения.

Документ подписывают все лица, принимавшие участие в проверке. На основе сформированного акта полученная информация сверяется с фактическими данными. Если в ходе проверки были выявлены нарушения, собственника земельного надела привлекают к административной ответственности.

Таким образом, заявить в органы власти о неправомерном пользовании землёй могут обычные граждане, которые знакомы с владельцами соседнего участка. Нецелевое использование земельного надела считается правонарушением. Ответственность за него устанавливает КоАП РФ.

Источник:

Нецелевое использование земли: как решить проблему ?

Штрафы за нецелевое использование земли

Пользование земельными наделами должно осуществляться с соблюдением основных законодательных актов – Гражданского, Земельного кодексов, Федеральных, Региональных законов, постановлений и указов.

А за нарушение данных норм предусмотрена административная ответственность.

Так, за нецелевое использование земли граждане и организации могут не только заплатить штраф, но и потерять право пользования своей или арендованной землей.

В статье мы объясним, что значит нецелевое использование, как действовать в случае, если вы узнали о таком нарушении. А также расскажем о том, какой штраф предусмотрен за использование земли не по назначению и что делать, если вы получили «письмо счастья».

Нецелевое использование земли: что это и каковы последствия ?

В России земли разделены на категории, закрепленные в ст. 7 ЗК РФ. Там же указано, что они должны использоваться по их целевому назначению.

* О категориях земель и видах их разрешенного использования читайте в нашей статье https://prokadastr.com/kategorii-zemel/.

Данное положение содержится и в ст. 42 ЗК РФ, где сказано, что как собственники, так и прочие пользователи участков обязаны использовать земли в соответствии с их назначением способом, не причиняющим вред природе.

Так, например, пользователь земли сельхозназначения обязан ее обрабатывать, засеивать, скашивать или использовать для нужд сельского хозяйства, соблюдая законодательство в области землепользования и природоохраны.

Однако практически в каждом регионе встречаются случаи, когда частная или арендованная государственная земля:

  • не используется и фактически заброшена;
  • предназначена для индивидуального строительства, а построены гостиницы или многоквартирные дома;
  • предназначена для ведения сельхоздеятельности, а на ней расположены промышленные объекты.

Эти примеры и есть прямое нарушение земельного законодательства – нецелевое использование земель.
Ответственность за нарушение правил целевого использования предусмотрена Административным кодексом в ст. 8.8 КоАП.

Как проверить назначение земли ?

Если у вас возникают сомнения по поводу назначения земли, то посмотреть эту информацию можно в документах, например в свидетельстве о праве собственности, в выписках из ЕГРН или ЕГРП (выдавались до 2017 г.), а также онлайн на публичной кадастровой карте.

Выявление нарушений

Увидеть нарушения в использовании ЗУ может любой гражданин. А установить этот факт официально только инспектор по использованию и охране земель Росреестра. При этом ему потребуется провести проверку, составить акт обследования и вынести соответствующее постановление.

Проверка осуществляется по решению уполномоченного органа, а также при поступлении заявлений от любых лиц. Предварительно нарушителю направляется уведомление о планируемой проверке с указанием даты и времени ее проведения.

Проводить проверку может не любой инспектор. Его назначает только Управление Росреестра и выдает соответствующее распоряжение, в котором указываются данные инспектора, данные ЗУ, дата проверки и основание для ее проведения.

В ходе проверки инспектор вправе запрашивать любые документы, которые будут являться подтверждением прав на владение, пользование ЗУ, а также документы на объекты капитального строительства.

Штрафы за нецелевое использование земли

Административным кодексом предусмотрены штрафы, размер которых варьируется от 2 тысяч до 700 тысяч рублей. Сумма зависит от следующих факторов:

  1. Категория нарушителя (физ. лицо, ИП или организация).
  2. Категория земель и ее назначение.
  3. Площадь.
  4. Кадастровая стоимость.

Напомним, что кадастровая стоимость (КС) значительно отличается от рыночной, а определить ее может только представитель бюджетного учреждения, созданного в каждом субъекте РФ.

Узнать КС можно непосредственно в Росреестре, заказав соответствующую выписку из ЕГРН, а также на сайте Кадастровой палаты, воспользовавшись электронным сервисом «Выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости» или публичной картой. Для последних 2 вариантов необходимо знать кадастровый номер участка и заполнить необходимые поля.

Источник: https://tek53.ru/zhkh/netselevoe-ispolzovanie-zemelnogo-uchastka-2020-otvetstvennost-shtraf-sudebnaya-praktika-zayavlenie-kuda-pozhalovatsya-chto-eto.html

Нецелевое использование земельного участка в 2020 году: ответственность, судебная практика

Судебная практика земли сельхозназначения

Многие собственники ошибочно полагают, что имея на руках свидетельство о праве собственности на земельный участок, они могут распоряжаться им по своему усмотрению.

На самом деле это не так и за нецелевое использование участка владельца или арендатора могут привлечь к ответственности и наложить штраф.

В качестве субъектов правонарушений в данном случае могут выступать как физические, так и юридические лица.
Дорогие читатели! Каждый отдельный случай индивидуален, поэтому вы можете уточнить информацию у наших юристов. Звонки на все номера бесплатны.

  • 8 (800) 600-36-07 –Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

Задать вопрос

Что понимается под использованием земли не по назначению?

Известно, что земельные ресурсы подразделяются на следующие категории (ст. 7 ЗК):

  1. сельскохозяйственные;
  2. принадлежащие населенным пунктам;
  3. отведенные под строительство промышленных предприятий, объектов энергетики и связи;
  4. особо охраняемые;
  5. лесной фонд;
  6. водный фонд;
  7. запас.

В собственность физических и юридических лиц могут передаваться земли только первых трех категорий. Остальные принадлежат исключительно государству или муниципалитетам.

Внутри некоторых категорий применяется еще и зонирование по такому признаку, как вид разрешенного использования, например:

  • территории для индивидуального жилищного строительства (ИЖС);
  • для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ);
  • для организации крестьянского (фермерского) хозяйства или КФХ;
  • садовые или огородные: так теперь называют земли в СНТ и дачных кооперативах, ранее именуемые «дачными», «под дачную застройку» и пр;
  • пастбища;
  • под среднеэтажную жилую застройку (многоквартирные дома до 8 этажей);
  • под многоэтажную жилую застройку.

Такое деление предусмотрено т.н. единым классификатором, утвержденным Приказом Министерства экономразвития №540. Целевое предназначение для конкретной территории выбирается по усмотрению местной администрации.

Статья 42 ЗК предписывает использовать земельный участок только в соответствии с его целевым предназначением. Несоблюдение этого требования, например, организация фермы на территории садового товарищества, квалифицируется как административное правонарушение. То же можно сказать о строительстве 9-этажного дома в зоне, предназначенной для городской застройки средней этажности.

Зонированию подлежат и земли промышленного назначения. Так, на участке, выделенном под предприятие машиностроительной отрасли, нельзя строить нефтеперерабатывающий завод.

Нарушением считается не только запрещенный вид деятельности, но и бездействие. Так, если в течение 3 лет на участке для ИЖС не было начато строительство, либо на сельхозземлях ничего не выращивается, владельца привлекут к ответственности.

В лучшем случае – это денежное взыскание. Наименьшим является штраф за нецелевое использование земельного участка сельхозназначения.

Данные о категории участка и видах разрешенного использования вносятся в Государственный кадастр недвижимости (ФЗ №221). Их обязаны указывать в кадастровом паспорте надела и прочих документах, оформляемых Кадастровой палатой (ФЗ №136).​​​​​​​

Законодательство: несение ответственности

На законодательном уровне за каждым конкретным участком закрепляется одна из существующих категорий – именно она определяет то, какие действия возможны к осуществлению при эксплуатации конкретного надела.

К примеру, если юридическая фирма арендовала земельный участок для использования его в качестве базы для занятия сельским хозяйством (при соответствующем назначении надела), а фактически организовывает на нем строительство каких-либо сооружений, такое действие является грубым нарушением как прав собственника надела, так и законодательных актов РФ.

Права собственников на использование ЗУ

Особенно это может наблюдаться в тех регионах, где стоимость участков для возможности возведения на них жилых построек очень отличается по своей цене от с/х земель – подобные факты в большей мере наблюдаются вблизи с крупными городами, областными центрами, в частности в Московской области.

Таким образом, используя землю не по назначению, третье лицо фактически нарушает требования таких нормативные акты и пункты документов:

Кто и как проводит проверку?

Контроль за использованием территорий осуществляет муниципалитет — земельный департамент или отдел градостроительства и архитектуры, либо уполномоченный орган территориального филиала Росимущества.

Методы применяются следующие:

  • периодические выезды инспекции на место;
  • аэрофотосъемка местности (используются беспилотники);
  • прием жалоб от лиц, ставших свидетелями нецелевого использования земельных владений.

В жалобе гражданин приводит:

  1. свои личные данные;
  2. сведения о своем участке;
  3. данные о нарушителе и адрес его участка;
  4. описание состава нарушения. Желательно приложить фотографии;
  5. просьбу о проведении административной проверки.

Со стороны органов власти в ответ на обращение следуют действия:

  • начальник департамента издает приказ о создании комиссии с указанием сроков проверки и та выезжает по указанному в заявлении адресу;
  • по результатам осмотра надела председатель комиссии составляет акт с перечислением всех выявленных возможных нарушений. Каждый проверяющий ставит под документом свою подпись;
  • акт доставляется в учреждение, где изложенные в нем факты анализируются компетентными сотрудниками. Сверяясь с нормативами, те определяют, могут ли проводимые на участке работы считаться дозволенными при данном целевом предназначении;
  • если факт нарушения установлен, землевладельцу направляется официальное письмо с административным протоколом, оглашающим вину и наложенные взыскания. При незначительных отклонениях ограничиваются предупреждением.

Срок исковой давности по таким правонарушениям составляет 3 года (ст. 196 ГК РФ). То есть если с момента поступления сообщения о ненадлежащем использовании участка прошел указанный период и органы власти никаких мер не принимали, а на текущий момент никаких нарушений не наблюдается, привлечь владельца к ответственности уже не могут.

Рассмотрение дел

Судебная практика в данной сфере довольно запутанная. Связано это в первую очередь с необходимостью сбора многочисленных обоснований и доказательств нарушения. Крайне сложно доказать, например, что участок, отведённый под строительство жилого дома, используется для предпринимательской деятельности, то есть, в коммерческих целях.

В основном судом рассматривается три ключевых вопроса:

  • имеет ли право представитель органов самоуправления обвинять собственника;
  • действительно ли деятельность собственника противоречила положениям по использованию земли;
  • устанавливается категория участка согласно документам.

Наиболее часто встречающиеся нарушения – ведение коммерческой деятельности или самовольное строительство. Поэтому надо знать как узаконить самовольную постройку. В этих случаях обвинение старается доказать именно нецелевое использование, обходя вниманием остальные юридические моменты.

Постановление суда можно оспорить в течение десяти дней с момента получения на руки документа или его копии

Какое наказание предусмотрено законом?

Ответственность за нецелевое использование земельного участка прописана в Кодексе административных правонарушений (КоАП) и некоторых других нормативно-правовых актах.

Применяются санкции:

  • взыскание штрафа (ст. 8.8 и 23.21 КоАП);
  • расторжение договора аренды (ст. 46 ЗК);
  • аннулирование права пожизненного владения или бессрочного пользования (ст. 45 ЗК);
  • конфискация надела (ст. 284 ГК).

Наложение штрафа – в компетенции инспектора по земельным делам. Остальные виды наказания выносит суд.

В случае изъятия участка владельцу выплачивают сумму, соответствующую стоимости, за вычетом затрат на восстановление качеств земли.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону:
+7; 8

Это быстро и бесплатно!

Кто занимается земельным надзором

Соответствующую деятельность осуществляют региональные отделения государственного реестра. Работники данных ведомств имеют право на проведение плановых и внеплановых проверок. По инициативе уполномоченных сотрудников начинается контроль на основании жалоб, поступивших от официальных органов, соседей или других владельцев земли, чьи интересы оказались затронутыми.

Если на данный участок не определена кадастровая стоимость, устанавливаются фиксированные штрафы.

Источник: https://bogunskaia.ru/zhile/necelevoe-ispolzovanie-zemli.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.